В первую очередь
Если этот вопрос у вас продиктован случившимся горем, трудной жизненной ситуацией, то первое, что важно, и что мы готовы сделать —это предложить вам моральную и духовную поддержку. Вы можете написать нам, рассказав о случившимся. Мы обязательно ответим вам. E-mail: eomis-redactor@yandex.ru.
Два подтекста
Задавая этот вопрос, в нем заключают, как правило, два аспекта:
— Почему Бог не препятствует людям, совершающим зло?
— Почему Бог допускает стихийные бедствия, тяжелые болезни, несчастные случаи?
Эти вопросы стоит разделять, так как ответы на них, хотя и связаны, несколько различаются.
Или не благ или не всемогущ?
Обычно под Богом спрашивающий понимает всемогущее и всеблагое высшее Существо. которое все может (в том числе, предотвратить и не допустить любое зло и страдание) и предельно доброе, (которое творит и желает только добра). Это вполне согласуется с православным представлением о Боге.
Но, не найдя ответа на вопрос: почему же будучи таким, Бог допускает страдания, беды, проявления ненависти и злобы, нередко делается вывод о том, что Бог или не благ или не всемогущ. Либо Он, хоть и все может, но безразличен к бедам людей, либо Он хочет всем добра, но не способен его дать и обеспечить. А такой Бог не близок. Или же Бога просто не существует.
Здесь православное христианство не может никак согласиться. Бог есть. Он — и всеблаг, и всемогущ. И ближе Его нет никого.
О добре и зле
Невозможно ответить на вопрос: почему Бог допускает зло, не определившись с понятиями блага, добра и зла.
Обычно под благом понимается то, от чего человеку, группе людей, обществу становится хорошо (утолен голод, получено образование; создана семья, сохраняется здоровье; строятся дороги, дома, больницы; обеспечивается безопасность) .
Под добром — нравственная категория блага, т.е. не просто хорошо, а хорошо именно в этическом смысле; соответствие нравственным нормам (человек честно и добросовестно выполняет свои обязанности, муж и жена хранят верность, люди помогают и заботятся друг о друге).
Для христианина благо и добро — это все, что исходит от Бога, приближает к Нему и согласуется с Его волей. Получение образования, создание семьи, забота о здоровье и многое другое, с православной точки зрения, являются благом не сами по себе, а постольку, поскольку ведут к Богу. Даже утоление голода может стать не просто удовлетворением базовой потребности, а поводом прославить Бога — источника всяческих благ, и потому быть явным благом и добром.
В противоположность добру под ним понимают, как правило, то от чего становится плохо.