Вероучение

Основные вероучительные истины православного христианства содержатся в кратком своде (исповедании) «Символ веры».

Вера является основой, связывающей человека с Богом. Вера в Бога включает три взаимосвязанных аспекта: уверенность, доверие, верность.

Уверенность. Человек уверен в существовании Бога. При этом – не абстрактного, а наоборот вполне конкретного, определенного. В Православном христианстве то, что Бог сам открыл о себе (Божественное откровение) кратко содержится в вероучительном тексте «Символ веры». Православные христиане уверены в том, что Бог такой, как о Нем говорится в «Символе веры».

Доверие. Человек выстраивает с Богом личные взаимоотношения. Он вверяет Богу свою жизнь. Какие бы скорбные и трудные обстоятельства не происходили, он верит, что Господь рядом и заботится о нем.

Верность. Для верующего человека важно то, к чему его призывает Бог – Заповеди Божии. Он стремится к их исполнению. Христос во главе с Собой основал Церковь — общество верующих в Него и живущих по Его заповедям людей. Верный Богу человек участвует в жизни Церкви, ее таинствах.

Православие — монотеистическая религия. Православные христиане веруют, что Бог один. Не существует отдельных божеств,отвечающих за определенные аспекты бытия мира и жизни людей. Всё находится во власти единого всесовершенного Бога.

Бог один, но Он Троица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Не три отдельных бога, но один Бог в трех отдельных Лицах. Это истина не вмещается в человеческий ум. В должной мере она постигается только верой при постоянном очищении своего сердца.

Бог — Творец мира (нашего видимого мира и мира бесплотных духов — ангелов). Это означает что мир имеет начало и это начало положено Богом.

Высшим Его творением явился человек, созданный по образу Божию (имеющий бессмертную душу, свободную волю, разум, способности к творчеству) и призванный к богоуподоблению (в добродетелях, высшая из которых — любовь).

Задачей человека стало раскрытие заданных Творцом способностей при непосредственной связи и соработничестве с Богом в заботе о мире и своей душе. Так первоначально и было. Но однажды, войдя в общение с сатаной (падшим ангелом) в лице змея, первые люди (Адам и Ева) нарушили заповедь, данную любящим Богом. Так совершился первый в жизни людей грех — уклонение от Бога, нарушение Его воли. Воля Божия — всегда благая, поэтому нарушение ее ведет ко злу, разрушению, в первую очередь, души тех, кто грех совершает. Бог призвал Адама и Еву к покаянию — признанию совершенного греха и труду по его исправлению. Однако они не покаялись. Наоборот, Адам фактически обвинил жену и самого Бога, а Ева — змея. Любовь, связывающая человека и Бога разрушилась. Также повредилась и человеческая природа. Люди стали склонны ко злу, подверженными страданиям и смерти.

Но Бог не оставляет человек один на один со случившейся бедой. Он обещает человеку спасение и постепенно готовит людей к его должному восприятию. И вот наконец долгожданный момент наступил. В наш мир пришел Спаситель — Господь Иисус Христос . Он— Второе Лицо Святой Троицы, Бог Сын, ставший Человеком, во всем подобный нам, кроме греха.

Для того, чтобы спасти всех людей от рабства злу и греху Господь Иисус Христос без принуждения, добровольно принял смерть на Кресте. На третий день Христос воскрес, т.е.ожил, разрушив, победив смерть. Через сорок дней Господь вознесся к Богу Отцу и как Богочеловек обрел единую славу с Ним.

Разрушенное единство между Богом и человеком через Христа восстановилось и было доведено до совершенства. 

Господь Иисус Христос явил образец жизни, образец жертвенной любви который достижим, но лишь с Божией помощью.

Православные христиане не автономны, но являются членами Православной Церкви. Церковь основана Христом. Он является ее главой. Это как общество, но не обычное. Это богочеловеческий организм. В нем при действии Святого Духа осуществляется теснейшая связь между Богом и человеком и православных христиан друг с другом. В основном это реализуется через молитву, участие в Таинстве Причащения (Евхаристии) и других Таинствах Церкви, приобщение к Священному Писанию и Священному Преданию Церкви, доброделание, участие в жизни православной (в первую очередь, приходской) общины.

Таким образом достигается спасение. Уже здесь на земле, в Церкви, живя по заповедям Божиим, православные христиане готовят себя к вечной жизни с Богом и друг другом.

Также по теме: