Воскресение Христово — реальное историческое событие
В основании христианской веры лежит подлинное историческое событие. Человек по имени Иисус, который был предан смерти на Кресте и был погребен, воскрес из мертвых.
Это событие произошло в конкретном месте (в святой Земле) и в конкретное время — около 27 года нашей эры.
Мы знаем об нем таким же образом, каким мы знаем о других исторических событиях — из записанных рассказов людей, которые были свидетелями и участниками произошедшего. Как говорит святой Апостол и Евангелист Лука, «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян.2:32) святой Апостол Павел перечисляет свидетелей Воскресения «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне» (1Кор.15:3-8)
Иисус воскрес и жив буквально, а не метафорически
Иногда люди могут говорить о каком-нибудь мыслителе, герое или политическом деятеле , что «он жив», «он бессмертен» или «он среди нас» в метафорическом, переносном смысле. Конечно, все понимают, что он мертв и его тело истлело — он «жив» в том смысле, что верные ученики продолжает его дело, его учение или пример продолжают оказывать влияние на мир.
Когда ученики Христа, Апостолы говорят (а мы повторяем вслед за ними) что Христос воскрес из мертвых, они имеют в виду совсем не это. Он воскрес совершенно буквально — восстал из мертвых, покинул гробницу и явился ученикам, «Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1:2,3)
Апостолы подчеркивают, что речь идет не о видениях — а именно о телесном Воскресении
Иногда люди видят усопших близких. Это именно видения — никто не сомневается, что их тела остаются в могилах. Но Апостолы подчеркивают, что Иисус воскрес именно телесно. Они встретили не видение, не образ, не фантом — а живого человека из плоти и крови. Его гробница пуста, Он телесно вернулся к жизни.
До Него можно было дотронуться. Как говорит Апостол Иоанн, « О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1Иоан.1:1,2)
Воскресший Иисус специально, чтобы подчеркнуть реальность своего Воскресения разделил трапезу с учениками: « Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лук.24:41-43)
Воскресение Христа — не реанимация, а окончательная победа над смертью
Иногда человека, сердце которого остановилось, удается реанимировать, вырвать у смерти. Увы, но только на какое-то время — в любом случае, рано или поздно, ему предстоит умереть. Но Христос воскрес навсегда — чтобы не умирать никогда больше. Как говорит святой Апостол Павел, «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9)
Воскресение Христа удостоверяет, что Он — Сын Божий и Спаситель мира
Во время Своего земного служения Иисус говорил о Себе неслыханные вещи. Что Он был с Отцом прежде бытия мира (Ин.17:5), что именно Он посылает пророков (Матф.23:34), что Он будет судить все народы в последний День (Мф.25:31), что Он даст жизнь вечную всякому, кто уверует в Него (Ин.6:47)
Одни отозвались на эти слова верой, другие — яростным противлением. Господа Иисуса обвинили в богохульстве и мятеже и предали смерти на Кресте.
Но Отец воскресил Его из мертвых — тем самым, положив печать Своего одобрения на все, что сказал и сделал Иисус.
Воскресение Христа удостоверяет совершившееся Искупление
Как много раз говорят Апостолы, «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:3,4) Он умер, чтобы взять на Себя наши грехи. Он есть, как говорит Евангелие, «Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29)
Христос, «совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр.1:3)
Благодаря Его Жертве любые грехи могут быть прощены, как только человек искренне раскается в них, и принесет их на исповедь. Как сказал святитель Иоанн Златоуст, «Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплей»
Воскресение Христа — прообраз того, что произойдет с христианами
«Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:21-23)
Подобно тому, как воскрес Христос, воскреснут и все, кто доверился Ему и последовал за Ним — чтобы больше не умирать уже никогда.
Если мы пребудем в правой вере во Христа, Бог восстановит нас в нетленных — то есть не подверженных разрушению, страданию или смерти, и немыслимо прекрасных телах, в которых мы войдем в вечную и блаженную жизнь в исцеленном и преображенном мироздании.
В основании христианской веры лежит подлинное историческое событие. Человек по имени Иисус, который был предан смерти на Кресте и был погребен, воскрес из мертвых.
Это событие произошло в конкретном месте (в святой Земле) и в конкретное время — около 27 года нашей эры.
Мы знаем об нем таким же образом, каким мы знаем о других исторических событиях — из записанных рассказов людей, которые были свидетелями и участниками произошедшего. Как говорит святой Апостол и Евангелист Лука, «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян.2:32) святой Апостол Павел перечисляет свидетелей Воскресения «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне» (1Кор.15:3-8)
Иисус воскрес и жив буквально, а не метафорически
Иногда люди могут говорить о каком-нибудь мыслителе, герое или политическом деятеле , что «он жив», «он бессмертен» или «он среди нас» в метафорическом, переносном смысле. Конечно, все понимают, что он мертв и его тело истлело — он «жив» в том смысле, что верные ученики продолжает его дело, его учение или пример продолжают оказывать влияние на мир.
Когда ученики Христа, Апостолы говорят (а мы повторяем вслед за ними) что Христос воскрес из мертвых, они имеют в виду совсем не это. Он воскрес совершенно буквально — восстал из мертвых, покинул гробницу и явился ученикам, «Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1:2,3)
Апостолы подчеркивают, что речь идет не о видениях — а именно о телесном Воскресении
Иногда люди видят усопших близких. Это именно видения — никто не сомневается, что их тела остаются в могилах. Но Апостолы подчеркивают, что Иисус воскрес именно телесно. Они встретили не видение, не образ, не фантом — а живого человека из плоти и крови. Его гробница пуста, Он телесно вернулся к жизни.
До Него можно было дотронуться. Как говорит Апостол Иоанн, « О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1Иоан.1:1,2)
Воскресший Иисус специально, чтобы подчеркнуть реальность своего Воскресения разделил трапезу с учениками: « Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лук.24:41-43)
Воскресение Христа — не реанимация, а окончательная победа над смертью
Иногда человека, сердце которого остановилось, удается реанимировать, вырвать у смерти. Увы, но только на какое-то время — в любом случае, рано или поздно, ему предстоит умереть. Но Христос воскрес навсегда — чтобы не умирать никогда больше. Как говорит святой Апостол Павел, «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9)
Воскресение Христа удостоверяет, что Он — Сын Божий и Спаситель мира
Во время Своего земного служения Иисус говорил о Себе неслыханные вещи. Что Он был с Отцом прежде бытия мира (Ин.17:5), что именно Он посылает пророков (Матф.23:34), что Он будет судить все народы в последний День (Мф.25:31), что Он даст жизнь вечную всякому, кто уверует в Него (Ин.6:47)
Одни отозвались на эти слова верой, другие — яростным противлением. Господа Иисуса обвинили в богохульстве и мятеже и предали смерти на Кресте.
Но Отец воскресил Его из мертвых — тем самым, положив печать Своего одобрения на все, что сказал и сделал Иисус.
Воскресение Христа удостоверяет совершившееся Искупление
Как много раз говорят Апостолы, «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:3,4) Он умер, чтобы взять на Себя наши грехи. Он есть, как говорит Евангелие, «Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29)
Христос, «совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр.1:3)
Благодаря Его Жертве любые грехи могут быть прощены, как только человек искренне раскается в них, и принесет их на исповедь. Как сказал святитель Иоанн Златоуст, «Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплей»
Воскресение Христа — прообраз того, что произойдет с христианами
«Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:21-23)
Подобно тому, как воскрес Христос, воскреснут и все, кто доверился Ему и последовал за Ним — чтобы больше не умирать уже никогда.
Если мы пребудем в правой вере во Христа, Бог восстановит нас в нетленных — то есть не подверженных разрушению, страданию или смерти, и немыслимо прекрасных телах, в которых мы войдем в вечную и блаженную жизнь в исцеленном и преображенном мироздании.