Азы Православия

Оглавление

Основы вероучения

Основные вероучительные истины православного христианства содержатся в кратком своде (исповедании) «Символ веры».

Вера является основой, связывающей человека с Богом. Вера в Бога включает три взаимосвязанных аспекта: уверенность, доверие, верность.

Уверенность. Человек уверен в существовании Бога. При этом – не абстрактного, а наоборот вполне конкретного, определенного. В Православном христианстве то, что Бог сам открыл о себе (Божественное откровение) кратко содержится в вероучительном тексте «Символ веры». Православные христиане уверены в том, что Бог такой, как о Нем говорится в «Символе веры».

Доверие. Человек выстраивает с Богом личные взаимоотношения. Он вверяет Богу свою жизнь. Какие бы скорбные и трудные обстоятельства не происходили, он верит, что Господь рядом и заботится о нем.

Верность. Для верующего человека важно то, к чему его призывает Бог – Заповеди Божии. Он стремится к их исполнению. Христос во главе с Собой основал Церковь — общество верующих в Него и живущих по Его заповедям людей. Верный Богу человек участвует в жизни Церкви, ее таинствах.

Православие — монотеистическая религия. Православные христиане веруют, что Бог один. Не существует отдельных божеств,отвечающих за определенные аспекты бытия мира и жизни людей. Всё находится во власти единого всесовершенного Бога.

Бог один, но Он Троица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Не три отдельных бога, но один Бог в трех отдельных Лицах. Это истина не вмещается в человеческий ум. В должной мере она постигается только верой при постоянном очищении своего сердца.

Бог — Творец мира (нашего видимого мира и мира бесплотных духов — ангелов). Это означает что мир имеет начало и это начало положено Богом.

Высшим Его творением явился человек, созданный по образу Божию (имеющий бессмертную душу, свободную волю, разум, способности к творчеству) и призванный к богоуподоблению (в добродетелях, высшая из которых — любовь).

Задачей человека стало раскрытие заданных Творцом способностей при непосредственной связи и соработничестве с Богом в заботе о мире и своей душе. Так первоначально и было. Но однажды, войдя в общение с сатаной (падшим ангелом) в лице змея, первые люди (Адам и Ева) нарушили заповедь, данную любящим Богом. Так совершился первый в жизни людей грех — уклонение от Бога, нарушение Его воли. Воля Божия — всегда благая, поэтому нарушение ее ведет ко злу, разрушению, в первую очередь, души тех, кто грех совершает. Бог призвал Адама и Еву к покаянию — признанию совершенного греха и труду по его исправлению. Однако они не покаялись. Наоборот, Адам фактически обвинил жену и самого Бога, а Ева — змея. Любовь, связывающая человека и Бога разрушилась. Также повредилась и человеческая природа. Люди стали склонны ко злу, подверженными страданиям и смерти.

Но Бог не оставляет человек один на один со случившейся бедой. Он обещает человеку спасение и постепенно готовит людей к его должному восприятию. И вот наконец долгожданный момент наступил. В наш мир пришел Спаситель — Господь Иисус Христос . Он— Второе Лицо Святой Троицы, Бог Сын, ставший Человеком, во всем подобный нам, кроме греха.

Для того, чтобы спасти всех людей от рабства злу и греху Господь Иисус Христос без принуждения, добровольно принял смерть на Кресте. На третий день Христос воскрес, т.е.ожил, разрушив, победив смерть. Через сорок дней Господь вознесся к Богу Отцу и как Богочеловек обрел единую славу с Ним.

Разрушенное единство между Богом и человеком через Христа восстановилось и было доведено до совершенства. 

Господь Иисус Христос явил образец жизни, образец жертвенной любви который достижим, но лишь с Божией помощью.

Православные христиане не автономны, но являются членами Православной Церкви. Церковь основана Христом. Он является ее главой. Это как общество, но не обычное. Это богочеловеческий организм. В нем при действии Святого Духа осуществляется теснейшая связь между Богом и человеком и православных христиан друг с другом. В основном это реализуется через молитву, участие в Таинстве Причащения (Евхаристии) и других Таинствах Церкви, приобщение к Священному Писанию и Священному Преданию Церкви, доброделание, участие в жизни православной (в первую очередь, приходской) общины.

Таким образом достигается спасение. Уже здесь на земле, в Церкви, живя по заповедям Божиим, православные христиане готовят себя к вечной жизни с Богом и друг другом.

Также по теме:

Божественное откровение

Священное Предание

Люди знают о Боге только то, что Он открывает им о Себе.

Мир, природа окружающие человека, и он сам, его внутреннее устроение свидетельствуют о Премудром Создателе.

Но, более всего, главное о Боге мы узнаем не из наблюдения за Его творением, а от Него Самого через подаваемое Им Божественное Откровение.

Формой восприятия и сохранения Божественного Откровения является Священное Предание Церкви, в котором Бог открывает и подает, а Церковь воспринимает, сохраняет из поколения в поколение и передает, распространяет знание о Боге и знание Самого Бога, опыт Богообщения. Дух святой живет в Церкви, свидетельствуя об Истине и подавая благодать Божию членам Церкви.

К видам или уровням Предания относятся вероучительные понятия и определения, говорящие о Боге и Его действии в мире, в первую очередь «Символ веры»; святые каноны — правила поведения, принятые в Церкви; порядок совершения таинств; священные изображения — иконотворчество; опыт жизни по Заповедям Божиим.

Священное Писание

Важнейшей формой Священного Предания является Священное Писание или Библия.

Слово «Библия» в переводе с греческого означает «книги». Библия представляет собой собрание различных (по авторству, жанровым и языковым особенностям) книг.

Главным образом, Библия говорит о Боге, который сотворил этот мир и действует в нем; о высшем создании Божиим — человеке, о его жизни в раю, о грехопадении, о том, как в новых условиях люди либо приближались к Богу, хранили Ему верность, либо уклонялись, отдалялись от Него; о пришествии в мир Спасителя — второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, ставшего Человеком, о Его смерти и воскресении.

В Библии два раздела: Ветхий Завет и Новый Завет. Слово «Завет» означает союз или договор. Ветхий или старый Завет описывает преимущественно отношения Бога и человека после совершения им греха, в его падшем состоянии до времен, близких к пришествию в мир Спасителя. Новый Завет посвящен пришедшему Спасителю — Господу Иисусу Христу и новым отношениям между Богом и человеком, ставшим возможными благодаря Его искупительному подвигу.

Библия писалась на протяжении боле 1600 лет. Последняя книга Библии — «Откровение Иоанна Богослова» написана в конце I века н.э. Авторами Библии явились святые люди — пророки, цари, праведники (Ветхий Завет) и апостолы (посланники) Иисуса Христа (Новый Завет). При этом можно говорить об одном общем Авторе Библии — Святом Духе, по вдохновению Которого, авторы, в соответствии с существовавшей в их время культурой, своим духовным опытом, писали священные книги. Поэтому Библию также правомерно называют Словом Божиим.

Нередко говорят, что изначальный смысл книг Библии исказился при многочисленном переписывании, переводах, интерпретациях. Однако можно определенно утверждать, что это не так. Несмотря на незначительные разночтения в рукописях, лейтмотив и содержание Библии остаются неизменными.

Хотя Библия доступна всем и любой человек может начать ее читать, Православная Церковь воспринимает Библию как свою книгу, которая писалась в Церкви (сначала ветхозаветной, а затем — новозаветной) и для членов Церкви. Полноценно и правильно понять смысл написанного в Библии можно лишь пребывая в Церкви, опираясь на толкования святых ученых людей (святых отцов), творения которых есть также часть Священного Предания.

Можно сказать, что Слово Божие — это пища, утоляющая голод души человека. Об этом говорит Сам Господь Иисус Христос: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, 4 глава, 4 стих). Библия читается в храме на богослужении. Также во многих храмах действуют кружки по изучению Священного Писания или библейские группы. Библию православные христиане также регулярно читают дома.

Библия читается христианином всю жизнь. Одна и таже библейская книга, один и тот же отрывок

Желающему стать членом Церкви и начинающему свой церковный путь человеку предлагается начинать чтение Библии не с начала, т.е. с Ветхого Завета, а с Нового Завета. В нем же — с четырех Евангелий. «Евангелие» в переводе с греческого означает благая весть (о спасении людей). Именно в свете Нового Завета затем можно будет верно понять Ветхий Завет.

В Русской Православной Церкви создана Патриаршая программа по изучению Библии. В рамках нее, в частности, можно пройти онлайн курсы по изучению Священного Писания.

Сайт программы:

Бог открывает людям Себя, а уже от человека зависит ответить на это Откровение или нет.

Также по теме:

Молитва

Молитва — это беседа человека с Живым Богом, включающая, с одной стороны, обращение человека сердцем и умом к Богу, а с другой стороны Его ответ на это обращение.

Основой молитвы со стороны человека является устремленность к Господу; надежда на Него; смирение; решимость принять волю Божию; покаянное состояние души, готовность трудиться над ее очищением от грехов; постоянство.

Ответ Бога на молитву может:

  • проявиться непосредственно в момент обращения, может не сразу, а может значительно позже.
  • быть явным, видимым, а может быть внешне незаметным;
  • отличаться от того, что ожидает человек.

Но в любом случае, Бог слышит и отвечает на искреннюю молитву таким образом, в том виде и мере насколько это полезно для человека, для его спасения.

Православные христиане молятся сами или собравшись вместе. В основном, совместная молитва совершается в храме, составляя основу богослужения.

Молиться можно своими словами, либо в форме тех молитвословий, в которых молитва была выражена святыми людьми. Такие молитвословия собраны в богослужебных книгах и в книге «Молитвослов», являющаяся каждодневным спутником православного христианина.

Образцом молитвы является та, которую дал Сам Господь Иисус Христос — «Отче наш».

Молитва для православного христианина подобна дыханию. Без нее он теряет живую связь, общение с Богом. Поэтому молитва наполняет всю жизнь православного христианина.

Также по теме:

Святые таинства

Вера во Христа, соединенная с добрыми делами, необходима для достижения человеком спасения, но не достаточна. Требуется также преображающее действие Божие, без которого спасение невозможно. Такое действие проявляется, главным образом, в таинствах Православной Церкви. Святыми таинствами Церкви именуются определенные священнодействия, совершаемые священниками, при которых Богом подается кардинально изменяющая, преображающая человека сила Божия — благодать.

Традиционно выделяется семь таинств.

Первым таинством, участвуя в котором уверовавший во Христа становится членом Православной Церкви и получает духовное рождение — является таинство Крещения. В этом таинстве при троекратном погружении в воду с призыванием Лиц Святой Троицы, человек в духовном плане полностью изменяется, он освобождается от «первородного греха» — духовного повреждения